БАНКРОТСТВО


БАНКРОТСТВО
BANKRUPTCY

Амер. Конституция (Статья I, разд. 8) безоговорочно возлагает на Конгресс право ` ...устанавливать единые законы по делам о Б. на всей территории США`. Однако в течение длительного времени в стране не существовало сколько-нибудь постоянного федерального закона, поскольку первоначально федеральное законодательство в этой области было временным и имело своей целью содействие урегулированию следующих депрессий. Первый закон о Б., принятый Конгрессом, был введен в действие в 1800 г. и отменен тремя годами позже. Его принятие было вызвано кризисом деловой активности, связанным с введением Англией и Францией ограничений на торговлю с Америкой. Второй закон о Б., принятый в 1841 г., явился прямым результатом резкого упадка, возникшего после паники 1837 г. и продолжавшегося 18 месяцев. Следующий закон о Б. был введен в действие в 1867 г. и был отменен 11 лет спустя. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ (С ПОПРАВКАМИ) был принят в 1898 г., в отличие от своих предшественников он не был отменен, когда кризис, породивший его, миновал. Законодательство штатов применялось к отношениям по Б. постольку, поскольку отсутствовали соответствующие нормы федерального права. Однако поскольку федеральное право является преимущественным в этой области, дела о Б. рассматриваются исключительно федеральными окружными судами. С 1898 г. и вплоть до введения поправок в 1933 г. Нац. закон о Б. предусматривает только ликвидацию в качестве судебной защиты прав при Б.; в отсутствие правовых положений о реорганизации, о согласительных процедурах и о рассрочке долгов к подобным случаям применялась процедура справедливого управления имуществом, являющимся предметом судебного спора, разработанная судами справедливости штатов. Вместе с тем указанная процедура управления  имуществом требовала наличия вспомогательных конкурсных управляющих имуществом в др. штатах. Никакое минимальное соотношение сил в пользу согласия на план реорганизации  не могло остановить расходящихся во мнении кредиторов, к-рым нужно было получить наличные суммы по своим искам по мере выполнения плана, что, как правило, сопровождается обращением взыскания на предмет залога  и реализацией имущества должника. План реорганизации должен был разрабатываться специальным комитетом по защите, поскольку это не входило в обязанности конкурсного управляющего, к-рый не нес ответственности за составление плана. Очень часто такие реорганизационные процедуры  были мягкими, проводились под влиянием администрации фирмы, что являлось результатом управления имуществом на основе дружественного соглашения, на условиях достигнутой ранее договоренности с кредиторами, действующими вне территории штата, для обеспечения разнообразия гражданства в качестве основания для передачи дела в федеральный окружной суд  в штате (к-рый, руководствуясь техническими преимуществами преимуществами, применял в подобных делах доктрину штата). Справедливое управление имуществом  в настоящее время устарело в силу преимуществ использования различных видов реорганизации (санации) в качестве освобождения от уплаты долгов, к-рые были предусмотрены Законом о реформе процедур по Б. 1978 г. и предшествовавшими ему законами начиная с 1933 г. (включая Закон Чандлера 1938 г.)Неюридические, нестатутные средства выхода из фин. трудностей или Б. (продление кредита, компромиссное соглашение  с кредиторами, управление комитетом кредиторов, распределение в пользу кредиторов) обладают основным преимуществом, позволяющим избежать затрат и проволочек, связанных с юр. процедурами, статутными или нестатутными. Трудность в отношении неюридических, нестатутных средств заключается в необходимости 100-процентного согласия всех кредиторов на их применение. Кроме того, только при проведении мероприятий по Б. можно отбросить привилегии, выявить мошенничество и сокрытие активов, привлечь виновных к ответственности в рамках рассматриваемого дела, при этом должник может получить `приказ об освобождении от уплаты долгов`, если суд определит таковое.Федеральный Закон о реформе процедур по банкротству 1978 г. Федеральный закон о реформе процедур по Б. 1978 г. (P.L. 95-598, 6 ноября 1978 г., вступил в силу с 1 октября 1979 г.) отменил Нац. закон о Б. 1898 г. с поправками и кодифицировал и ввел в действие федеральный Закон о Б. как Титул II Кодекса США, озаглавленный `Б.`. Явившись результатом всестороннего анализа и отчетов по предмету исследования, а также работы созданной Конгрессом Комиссии по разработке законодательства США по Б., закон внес кардинальные организационные, процедурные и материально-правовые изменения в федеральное законодательство по Б.Фундаментальное организационное изменение создало основу для новой системы судов по делам о несостоятельности, обусловившей организацию в каждом федеральном юр. округе США суда по делам о несостоятельности в качестве составной части федерального окружного суда и пользующегося исключительной юрисдикцией в отношении дел о Б. Однако закон пошел дальше, предоставив судьям по Б. в таких судах о несостоятельности обладать правом рассматривать и решать вопросы, `возникающие из дел о несостоятельности или связанных с ними`. 28 июня 1982 г. Верховный суд США признал неконституционным (это решение вступало в силу после 4 октября 1982 г.) подобное право судей суда по делам о несостоятельности решать вопросы по делу несостоятельных лиц, не связанные напрямую с процедурой по Б., в отношении несостоятельных лиц.Новый закон ввел ряд процедурных и материально-правовых изменений в закон о Б., включая следующие.Заявление в суд об освобождении от уплаты долгов: в заявлении может испрашиваться ликвидацияглава 7)  или реорганизация (глава 11) . Подача заявления автоматически устанавливает соответствующие действия против должника (новый термин, употребляемый вместо `банкрота`). Согласно главе 7, должником может быть лицо, если только оно не является следующим:1) железной дорогой;2) действующими внутри страны страховой компанией, банком, сберегательным банком, кооперативным банком, ссудосберегательной ассоциацией, ссудо-строительной ассоциацией, жилищной ассоциацией или кредитным союзом;3) ин. страховой компанией, банком, сберегательным банком, кооперативным банком, ссудосберегательной ассоциацией, ссудно-строительной ассоциацией, жилищной ассоциацией, кредитным союзом, ведущими указанные дела в США.Только лицо, к-рое может быть должником в соответствии с главой 7, за исключением акционера, товарного брокера или ж. д., может считаться должником на основании главы 11.Юр. лицо может считаться должником в соответствии с главой 9, если, и только если, это лицо отвечает следующим требованиям:1. Является муниципальной корпорацией.2. Имеет общее разрешение являться должником в соответствии с этой главой по закону штата либо в соответствии с разрешением правительственного чиновника или организации, имеющими право по закону штата давать разрешение такому лицу являться должником в соответствии с этой главой.3. Является неплатежеспособным или не способным оплатить свои долги в срок их погашения.4. Стремится осуществить план для урегулирования своих долгов.5. а) Достигнуто согласие кредиторов, владеющих, по крайней мере, большинством предъявленных исков по каждому их классу, относительно намерения уменьшить собственный капитал  в соответствии с планом в рамках судебной процедуры согласно соответствующей главе; илиб) добросовестно вел переговоры с кредиторами и не смог заручиться согласием кредиторов, владеющих, по крайней мере, большинством предъявленных исков каждого класса, относительно намерения этого лица уменьшить собственный капитал по плану в рамках судебной процедуры согласно соответствующей главе; илив) не способен вести переговоры с кредиторами, поскольку такие переговоры не имеют смысла; илиг) разумно полагает, что кредитор может попытаться получить для себя преимущества.Должником в соответствии с главой 13 (урегулирование долгов частного лица с постоянным доходом) может быть только частное лицо с постоянным доходом, владеющее на день подачи заявления безусловными, четко определенными (оцененными), необеспеченными долговыми обязательствами на сумму менее 100000 дол. и безусловными, четко определенными (оцененными), обеспеченными долговыми обязательствами на сумму менее 350000 дол.; или лицо с постоянным доходом и супруг(а) такого лица, за исключением фондового или товарного брокеров, к-рые владеют на дату подачи заявления безусловными, четко определенными, необеспеченными долговыми обязательствами, а также безусловными, четко определенными, обеспеченными долговыми обязательствами в размере, меньшем вышеуказанных сумм. В добровольном порядке производство по делу о Б. на основании какой-либо главы возбуждается путем самостоятельной подачи в суд по делам о несостоятельности заявления на основании соответствующей главы юр. лицом, к-рое может считаться должником на основании такой главы. В принудительном порядке производство по делу может быть возбуждено только на основании главы 7 или 11 и только против лица, не являющегося фермером или банковской, деловой либо торговой корпорацией, к-рое может быть должником по положениям указанных глав. В принудительном порядке производство по делу возбуждается путем подачи заявления в суд по делам о несостоятельности в соответствии с главой 7 или 11:1. Двумя или более юр. лицами (определяемыми как лицо, владение, траст или правительственное ведомство), каждое из к-рых либо имеет имущественное требование в отношении такого лица, к-рое не ограничено какими-либо условиями в отношении обязательства, либо является опекуном по контракту, представляющим соответствующего заявителя, при условии, что все эти требования вместе составляют общую сумму, по крайней мере на 5000 дол. большую, чем стоимость любого предмета залога, обеспечивающего исполнение должником обязательств перед соответствующими заявителями.2. В случае, если имеется менее 12 держателей исков, исключая любого служащего или инсайдера по отношению к указанному лицу, и любого получателя по трансферту, к-рый может быть оспорен на основании данного закона (см. ниже) одним или более из этих заявителей, к-рые владеют исками в сумме, по крайней мере, на 5000 дол.3. Если такое лицо является товариществом:а) менее, чем всеми основными партнерами в таком товариществе; илиб) если на основании закона было дано разрешение об освобождении от ответственности в отношении ко всем основным партнерам в подобном товариществе, одним из основных партнеров в товариществе, доверенным лицом такого основного партнера или держателем иска против указанного товарищества; или4. Ин. представителем имущества в рамках процедуры, имеющей место за рубежом в отношении такого лица.Любое из приводимых ниже действий по банкротству, совершенных должником в течение четырех месяцев, предшествующих подаче заявления, было исключено из обязательных предварительных условий для подачи заявления, добровольного или принудительного, при том, что прошение должно быть подано в течение четырех месяцев со дня совершения действия по Б.1. Перевозка, перевод, сокрытие или удаление, а также допущение сокрытия или удаления любой части имущества должника с намерением создать помеху, отсрочить исполнение или обмануть своих кредиторов. В этом случае необязательно наличие состояния неплатежеспособности.2. Перевод в состояние неплатежеспособности любой части своего имущества одному или более из своих кредиторов с намерением дать преимущества этим кредиторам перед своими др. кредиторами.3. Будучи несостоятельным, должник отдал или разрешил любому кредитору удержать свое имущество за долги через судебное разбирательство, но не отказался и не передал своего права на имущество в течение 30 дней со дня принятия решения или за 5 дней перед датой, назначенной для распродажи или другого распоряжения этим имуществом.4. Сделал общее распоряжение в пользу кредиторов. В этом случае состояние несостоятельности необязательно.5. Будучи неплатежеспособным или неспособным оплатить свои долги в срок, обеспечил, позволил или согласился добровольно или принудительно на назначение ликвидатора или опекуна для опеки своего имущества.6. Признал в письменной форме свою неспособность платить по своим долговым обязательствам в срок и свое желание быть признанным банкротом.Вместо ранее действовавших предварительных условий для подачи заявления о принудительном возбуждении процедуры Б., как указано выше, новый закон предусматривает разрешение на освобождение от обязательств для должника в рамках принудительной процедуры: 1) если должник в целом не выплачивает своих долгов в сроки их погашения; 2) если в течение 120 дней со дня подачи заявления был назначен хранитель (определяемый как ликвидатор или опекун над любым имуществом должника, назначаемый в рамках судебного разбирательства или же процедуры, не подпадающей под действие закона;  управляющий конкурсной массой  в соответствии с общим распоряжением в пользу кредиторов должника; или доверенное лицо,  управляющий по доверенности или агент, назначенный или уполномоченный распоряжаться имуществом должника с целью принудительного исполнения права получения этого имущества за долги, или с целью общего управления таким имуществом в интересах кредиторов должника) по всей или большей части имущества должника.Преференции (преимущественные права). Действие полномочий опекуна по предотвращению любого перевода имущества должника на счет предшествующего долга в период его несостоятельности кредитору или в его пользу было сокращено с четырех месяцев, предшествующих подаче заявления по предыдущему законодательству, до 90 дней, или на срок от 90 дней до одного года, если подобный кредитор в момент передачи ему имущества являлся инсайдером и имел все разумные основания полагать, что должник был несостоятелен в момент такой передачи.Правило полного преимущества. Правило полного преимущества, записанное в главе Х Федерального закона о Б., было заменено соответствующим охранительным принципом в новом кодексе о Б., к-рый позволяет кредиторам по обеспеченным застрахованным обязательствам осуществить незамедлительную защиту через уполномоченных лиц их права получения имущества за долги путем оплаты наличностью, переразмещения залоговых прав или др. методами, к-рые `приведут к превращению в деньги каждым лицом неоспоримого эквивалента доли этого лица в таком имуществе`.Право зачета требований. Как и в бывшем Федеральном законе о Б., кредитор имеет право произвести зачет взаимного долга, к-рый кредитор должен должнику и к-рый был сделан до заведения дела по иску такого кредитора против должника и к-рый имеется до начала разбирательства. Однако это право зачета требований не может быть применено, если иск такого кредитора против должника был отклонен; или если такой иск был передан кредитору другим, не являющимся должником, юр. лицом: 1) после возбуждения производства по делу; или 2) по истечении 90 дней до даты подачи заявления в период несостоятельности должника; или если долг кредитора должнику был принят на себя кредитором по истечении 90 дней до даты подачи заявления в то время, пока должник был несостоятелен, с целью получения права зачета требований. Как и в случае с подвижными залогами по описи и дебиторской задолженности, зачеты также подлежат проверке посредством теста на `улучшение положения`. Если кредитор осуществляет зачет взаимных требований  в течение 90 дней до подачи прошения, кредитор должен передать доверенному лицу право на любое улучшение его положения. Подобный тест на `улучшение положения` не был включен в положения предыдущего Закона о Б.Исключения. Новый кодекс обеспечивает либерализованные исключения для должников и позволяет им выбирать между исключениями в соответствии с федеральным правом и исключениями, существующими в штатных законах. Однако кодекс также предусматривает, что штаты могут отказать своим жителям в праве выбора в пользу федеральных исключений, как это делали в свое время штаты Флорида, Виргиния и Нью-Йорк и вместо этого урезали либеральный подход к ограничениям с тем, чтобы свести до минимума относительную притягательность объявления Б.Другие положения. В новом Федеральном кодексе о Б. содержится много др. положений, к-рые, по мысли их составителей, модернизируют закон о Б. и совершенствуют процесс применения его норм. Далее приводится краткое изложение основных нововведений.Судебная система по делам о несостоятельности была усилена законоположениями, касающимися судов и судей по делам о несостоятельности. Эти суды имеют исключительную гражданскую юрисдикцию в отношении всех вопросов, связанных с делами о банкротстве, за исключением права наказания за преступное неуважение к суду и выдачи предписаний др. судам.Судьи по делам о несостоятельности назначаются президентом США сроком на 14 лет.По пятилетней экспериментальной программе в 18 судебных округах были введены правительственные администраторы для надзора за частными управляющими конкурсной массой с целью определения целесообразности подобных средств, освобождающих судей по делам о несостоятельности от их административных обязанностей.Потребителям предоставлена привилегия повторного подтверждения своих потребительских долгов при условии получения соответствующего разрешения суда.В новом кодексе был расширен доступ к популярному плану работы по найму и усилены его положения.Полномочия управляющих конкурсной массой были модернизированы, был значительно изменен закон о преференциях.Впервые были введены статутные критерии в качестве руководства для судов при разрешении любых спорных вопросов между кредиторами, требования к-рых обеспечены, и имуществом должников.В прилагаемой таблице представлены статистические данные по прошениям о несостоятельности за 1981-1991 гг. Приводится также список наиболее известных зарегистрированных Б.См. КРАХ; НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ.БИБЛИОГРАФИЯ:AARON, R. I. Bankruptcy Law Fundamentals. Clark Boardm


Энциклопедия банковского дела и финансов. — М.: Федоров. . 2000.

Синонимы:

Антонимы: